Великий князь Киевский Владимир Святой - Креститель Руси

Занятие по познавательному развитию

«Князь Владимир — креститель Руси.

Крещения Господня».

 

 

Знать историю своей Родины, чтить ее и передавать эти знания из поколения в поколение - вот долг каждого гражданина. В воспитании малышей, дошколят, и детей постарше важную роль играет факт приобщения к истории Руси, России, нашей Родины. 

 

   Великий князь Киевский Владимир Святой – Креститель Руси

Годы жизни 960– 1015

Годы правления 980–1015

 

28 июля 2015 года исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

В нынешнем году вся Церковь Русская, а вместе с ней и весь православный мир отмечают тысячелетие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

Что же принес нам сей муж? Почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память? Суть подвига князя замечательно выразил в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Иларион. «Все страны, и города, и народы, – пишет он, – чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей... великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира».

Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо он принес нам весть о Спасителе мира Христе – Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы - Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.

 

Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира – сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира.

Великий князь Владимир Святославич был младшим сыном князя Святослава и ключницы княгини Ольги – Малуши. С 969 года правил в Новгороде, а в 980 году, убив своего сводного брата Ярополка, Владимир стал великим князем Киевским – единовластным правителем Русской земли.



Владимир Святославич Святой, Креститель Руси



Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами.

Летописцы делят время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. В «языческий период» своего правления Владимир был человеком жестоким и безнравственным. «И стал Владимир княжить в Киеве один, – гласит летопись, – и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

По приказу Владимира был убит его брат Ярополк, а его беременную вдову Владимир взял себе в наложницы. Всего же у Владимира было пять законных жен и множество наложниц. Первой его супругой была княжна полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню – отца и братьев.

Рогнеда родила князю Владимиру четырех сыновей и двух дочерей, всего же у Владимира было двенадцать сыновей. Владимир разделил все государство на области и отправил малолетних княжичей каждого в свой удел под присмотром опекунов.

 

 Цель: формировать патриотическое чувство, воспитывать любовь и уважение к старинной русской культуре, праздникам, обычаям. Познакомить с историей,  когда правил Русью князь Владимир.

Актуальность: в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи главных жизненных установок. Дети мало знают о крещении Руси, историю крещения князем Владимиром, о том, как люди жили на Руси, зачем нужны такие высокие стены вокруг кремля и т.д.

Задачи:

-расширять представления о Руси, о жизни людей в те времена;

-формировать чувство гордости за героев, сражавшихся за Русь;

-показать наглядно, как раньше на Руси защищались от врагов и шли в бой, каким оружием пользовались;

-рассказать детям, как князь Владимир окрестил весь народ, но прежде окрестился сам.

Определяя основное направление и содержание развития детей по изучению жизни на Руси, я составила проект «Крещение Руси» и разделила его на три этапа:

Были проведены НОД по познавательному развитию «Князь Владимир-креститель Руси.Крещения Господня.»,НОД по духовно-нравственному воспитанию по теме «Князь Владимир»,просмотр презентаций,рисование в раскрасках, чтение отрывков Из книги "Князь Владимир" (серия "Защитники Земли Русской"), были проведены беседы «Крещение Руси». Так же родителям предложили совместно с детьми посетить местную церковь.

 

Программное содержание:

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Цель: познакомить детей с новым православным праздником Крещения, с князем Владимиром - крестителем Руси;

Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

Приобщать детей к культуре русского народа;

Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

Развивать внимание, восприятие, память, мышление;

Воспитывать интерес к событиям культурно - исторического календаря.

 

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр.        

                                             Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие. Давным-давно, когда не было книг, а история передавалась от родителей к детям. Поселились наши предки - славяне вдоль могучей реки Дунай.

(слайд 3)

Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.

(слайд 4)

Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир.

В те далекие времена Русь была разделена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали ссоры, они враждовали между собой, пытаясь захватить земли друг друга.

(слайд 5)

Призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно.

Решил князь Владимир пригласить послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет.

(слайд 6)

Пришли к Владимиру послы того народа, что покланялись пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут.

(слайд 7)

Затем пришли те, кого на Руси называли немцами, католиками. И их выслушал Владимир.

(слайд 8)

Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй.

(слайд 9)

А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не обижать!. Христианская вера требует любить не только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!

(слайд 10)

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя.

(слайд 11)

Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла. Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина, бояре и купцы. А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

(слайд 12)

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

(слайд 13)

Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись

Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами.

Главный храм России это храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия.

(слайд 14)

В нашем городе, Губкине, тоже есть храмы. Назовите какие вы знаете храмы в нашем городе, и где они расположены?

Ответы детей: (на Теплым Колодезе, возле больницы и т.д.)

(слайд 15)

Воспитатель: в храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее.

В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких Храмов.

Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает?

Ответы детей: (от зла, беды, плохих людей).

(слайд 16)

Воспитатель: Вот и подошла середина того зимнего месяца, который зиму пополам делит и начинает новый календарный год.

Что же это за месяц такой?

Ответы детей: (январь)

Воспитатель: А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете?

Ответы детей: (Новый год, рождество).

Воспитатель: В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год вспомнили.

(слайд 17)

Воспитатель: А в нынешние дни, когда уже прошел тихим ласковым светом праздник Рождества Христова, пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник. Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника -

Крещения Господня.

(слайд 18)

Воспитатель: Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе?

Ответы детей: (Иисус).

Воспитатель: Сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с Ним какой-то человек, множество ангелов по правую и левую стороны.

Воспитатель: А может быть, кто-то знает, как называется праздник, икону которого мы рассматриваем?

Ответы детей: (крещение).

Воспитатель: Называется этот праздник Крещением Господним.

Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу. Люди спрашивали Предтечу, не он ли Спаситель. Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…»

И настал день, когда пришел к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. На иконе праздника Крещения Господня рядом со Христом и изображен Иоанн Креститель.

Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.

(слайд 19)

Воспитатель: Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.

Будет очень хорошо, если в праздничный день вы с мамами или бабушками постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.

Воспитатель. Наша беседа подошла к концу. Теперь, ребята, вы знаете, кто такой, Владимир-Креститель, за его доброту народ прозвал его «Владимиром-Красное Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

 

  

  

 

 

 

 

Конспект образовательного мероприятия

по  духовно – нравственному воспитанию детей

 в подготовительной группе

  Тема «Князь Владимир»

Цель: воспитание интереса у детей к событиям культурно - исторического календаря.

Задачи: формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины; формировать представление о значимости крещения, принятия православия; прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;  развивать внимание, восприятие, память, мышление;

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое   развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись «Колокольный звон»,  д.и «Лабиринт» (на каждого ребенка), простые карандаши, изображение храма, вырезанные фрагменты Храма

Предшествующая работа: беседа, чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций,  альбомов, обсуждение образов.

                                                                          Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина?

Дети: наша родина называется Россия.

Воспитатель: А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети: Русь.
Воспитатель: А людей, которые жили на Руси?
Дети: Русичи.

Воспитатель: Ребята, откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

Дети: об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, посмотреть мультфильмы, кино, познакомиться старинными предметами в музее, увидеть на старых фотографиях, картинах художников

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на много веков назад.

Ребята, кто знает, что обозначает слово «предки»?

Дети:  это люди, которые жили до нас

Воспитатель: Наши предки называли себя славянами. «Славяне» произошло от слова «слава», «хвала». Они были трудолюбивыми земледельцами и отважными воинами. Но на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богам. Для того что бы молится своим богам и просить у них помощи люди делали из дерева или камня  статуи идолов и поклонялись им. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками. 

Воспитатель: В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир. Он тоже был язычником и поклонялся богу солнца Перуну. Люди верили в разных богов и каждый считал, что его бог самый сильный и это создавало вражду между славянами. Князь Владимир очень переживал, что между людьми такая вражда. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была христианкой  и учила Владимира добру. Тогда Владимир решил сам принять православную веру и  отправился по Днепру, со своей дружиной, в византийский город Херсонес.   Давайте, ребята, поможем князю Владимиру  добраться до города Херсонес.

Дидактическая игра  «Помоги отыскать дорогу» (лабиринт)                         Цель:развивать сообразительность,   самостоятельность   мышления, координацию  движений; 

Воспитатель: После крещения Владимир стал совсем другим человеком. Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить  даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. За это люди стали называть князя  Владимир – Красно солнышко».                                                           

Физкультминутка

                                                         (под колокольный звон)

Звон по Руси раскатился!               (руки вверх, влево, вправо)

Князь Владимир крестился!           (руки на грудь)

Князь Владимир - Красно Солнышко! (подпереть щёки ладошками)

Красно Солнышко - Колоколнышко!     (покачивание головой)  

 

Воспитатель: Владимир  хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое - русское государство и называться русскими, и провозгласил христианство государственной религией. Владимир - повелел окрестить русичей в Днепре - все окрестились и стали христианами Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, уважению, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных.  Князь Владимир приказал уничтожить всех идолов, а главного идола - Перуна сбросить в Днепр. Статуи идолов были разрушены, а на их месте выросли прекрасные  храмы и церкви.

   - А кто из вас был в церкви  (храме)?

   - Что вы там видели?  

   - Как люди ведут себя в церкви?

Дидактическая игра «Собери храм»

(по подгруппам)

 На столе лежит изображение храма. Дети,  сравнивая с образцом, из вырезанных  фрагментов собирают Храм (игру можно усложнить, собрать Храм без образца).

Воспитатель: Много прошло времени, но не забыл народ князя Владимира. У него было много имен. Его Владимир Святой, Владимир Великий. А так же Владимир Креститель. Как вы думаете, почему его так называли?  

Дети: потому что он первый из русских князей крестился и ввел христианскую религию на Руси.       После этого на русских землях было построено много соборов, храмов и церквей.

 Воспитатель:  Князь Владимир Русь крестил,
                          Храмы всюду возводил.
                          Православной веры люди
                          Подвиг его не забудут.

С тех пор начал русский народ верить в единого бога, крестить своих маленьких детей. У вас почти у всех есть на шее крестик. А что это обозначает?

Дети: Это значит, что мы крещенные

А теперь, ребята, давайте вспомним, о ком и о чем мы говорили?                 Молодцы!

 

СВЯТОЙ ВЛАДИМИР - КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ


Святой князь Владимир. Новгород, начало XV в.

 

ЧЬЯ ВЕРА ЛЮБА БУДЕТ, ТУ И ПРИМЕМ

Как-то во время пира, когда, напрасно пытаясь развеселить Владимира, носились перед ним пестрые скоморохи, к Святославичу подошел дядя его - Добрыня, родной брат матери Владимира Малуши. Был Добрыня старшим воеводой княжеским. С детства пестовал он Владимира и воспринимал боль его, как свою.

- Позволь спросить тебя, княже... Давно уже вопрос этот покою мне не дает.

- Спрашивай!

- Отчего невесел ты? Какую думаешь думу? Дружина твоя сильна, границы крепки. Народ русский хвалу тебе воспевает, ибо вновь вернул ты ему покой и мир, - продолжал Добрыня.

Владимир нахмурился, испытующе взглянув на дядю. Поймет ли тот его? Не осудит?

- Не верю я истуканам, дядя, - сказал он отрывисто. - Видно, правду говорят мудрые греки: не более в них истины, чем в колодах деревянных. Позор народу нашему пням поклоняться и жертвы им приносить. Нужна нам иная вера.

Серьезно выслушал его Добрыня и, как в детстве, когда Владимир был еще несмышленым отроком, дал дельный совет:

- Ты погоди, князь, отказываться от истуканов. Это всегда успеется. Прежде узнаем, какая у кого вера. Много у нас в Киеве торговых гостей - есть и магометане, и хитрые иудеи хазарские, и латинской веры люди, и премудрые греки. Их и расспросим.

Полюбился Владимиру совет Добрыни.

- Быть по сему! Вели купцам заморским: как в другой раз на Русь поедут, взяли бы с собой ученых людей. Пусть расскажут нам ученые мужи о своей вере. Чья нам люба будет, ту мы и примем со всем нашим народом.

Прослышав об этом, к Святославичу стали прибывать мудрецы, уговаривая славного русского князя перейти в их закон.

Первыми пришли камские болгары.

- Ты князь великого народа, а истинный закон тебе неведом. Образумься же и служи Магомету. Нет веры правильнее, чем магометанство, - сказали они.

- Во что же вы верите? - спросил Святославич.

- Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет - пророк его. Учит нас Магомет: творите обрезание, не ешьте свинины, а по смерти пророк даст каждому до семидесяти прекрасных жен.

Не понравился князю Владимиру такой закон и стал думать он, как отослать магометан.

- Правду ли говорят купцы мои, что по вере вашей нельзя вина пить? - спросил он.

- Правда.

- Что ж молчите о том? Нет, не люба нам такая вера. Руси есть веселие пити, не может она без того быти...

Ушли ни с чем магометане, и уйти-то даже не успели, а в дверях гридницы уже выросли немцы-католики.

- Ну а вы-то пьете вино? - улыбнувшись, спросил у них Святославич.

Переглянулись красноносые немцы.

- Веруем мы в прощенье по силе. Если же кто пьет и кто ест - то все во славу Божию, как учил нас Павел.

Нахмурился Владимир. Не показалась ему вера католическая.

- Ступайте домой, немцы. Не приняли отцы наши вашей веры, не примем и мы. Хотим поклоняться Богу истинному, но не папе римскому.

Едва ушли ни с чем посрамленные немцы, а в гридницу уже чванные хазарские евреи входят. Хотят они сразу посрамить веру христианскую и говорят, что верят христиане в того, кого они распяли и смерти позорной на кресте предали.

- Ну а вы во что веруете, иудеи? - спрашивает Святославич.

- В единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева.

- А закон у вас какой?

- Обрезание, заячины не есть, свинины, субботу хранить, - отвечают раввины.

Усмехнулся русский князь.

- Почти как у магометан. Ну а где земля ваша?

Смутились иудеи.

- Земля наша в Иерусалиме. Но наш Бог прогневался на наших отцов и отнял у нас землю, а нас изгнал и рассеял по миру.

Осерчал Владимир.

- Как же вы, иудеи, других учите, если до того прогневали Бога, что лишил он вас земли и рассеял по чужим странам? Ступайте и не приходите больше! - приказал он.

Через несколько недель прибыло в Киев пышное посольство от греков из Константинополя. Благодушно принял Владимир послов.

- А вы, греки, во что веруете?

- Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного...

Задумался Владимир. Вспомнил он мученический конец Феодора и Иоанна, вспомнил, что и бабка его Ольга, и многие славные мужи русские были православными христианами, но все равно сомневался еще Святославич.

- Говорили мне евреи: греки, мол, в того веруют, кого они на кресте распяли и позорной смерти предали. Верно ли это? Мыслимо ли то, чтобы всесильный Бог позволил распять себя иудеям, ибо захотел бы и взглядом одним обратил палачей своих в пепел?

С достоинством склонил голову греческий посланец.

- Воистину в Того веруем, ибо так учили и пророки: один, как Господу нашему суждено родиться, а другие - что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. Евреи предавали таких пророков избиению, но всё равно сбылось по их пророчеству. Воскрес Иисус и взошел на небеса к Отцу своему. Хотели евреи предать Его позору, а послужило это лишь к славе Его великой.

Полюбился этот ответ князю Владимиру и попросил он грека рассказать о его вере. Долго говорил грек. Поведал он князю о сотворении мира, о гордости и высокоумии сатаны и низвержении его с неба. После рассказал об Адаме и Еве и их грехопадении, об изгнании из рая, об убийстве Авеля Каином, о грехах людских и о том, как забыли они Господа, о наказании потопом и обо всем, что было на земле до пришествия Господа нашего Иисуса Христа и вознесенья его.

Внимательно выслушал Владимир мудрого грека.

- Узнал я от тебя о том, что было. Теперь же скажи, что будет. Ведаешь ли о том?

- Поставил Господь один день, когда придет Он со славой судить живых и мертвых, и не будет конца Его Царствию. Воздаст Он всем жившим и живущим по их делам и праведные отправлены будут в рай, а грешники обречены на муки вечные.

Сказав так, показал грек Владимиру полотно, на котором изображено было судилище Господне. Сидит на престоле Господь Вседержитель. По правую руку в великом веселии идут в рай праведники, по левую же руку с плачем и стенанием шествуют грешники в вечную муку.

Долго смотрел русский князь на это полотно.

- Хотел бы я, чтобы народ мой был с теми кто справа, а не с теми, кто слева, - молвил он тихо.

- Если желаешь быть с праведными, то крестись, - твердо сказал ему грек.

Эти слова глубоко запали Владимиру в душу, однако он не дал сразу согласия.

- Подожду еще немного! - ответил он, отпуская греческих послов в Константинополь.

Вскоре Святославич созвал на совет старшую дружину и многих из славных мужей киевских и сказал им:

- Ведайте же: были у меня болгары-магометане, говорили со мной... Нет у них веселия в законе, страх один. Были латиняне... После приходили иудеи и ругали все законы, кроме своего. Нет чести в таком хулении. Были наконец и премудрые греки. Говорили: если кто примет нашу веру и будет праведен, тот хоть и умрет, да после встанет. Полюбился мне, мужи киевские, больше иных закон греческий.

Отвечали князю осторожные киевские старейшины:

- Сам ведаешь, Святославич, разве кто на торгу свое ругает? Все только расхваливают, и ни один своего не хулит. Если хочешь узнать доподлинно у кого какой закон, давай пошлем мудрых мужей наших по свету: пускай своими глазами посмотрят они на те веры и обычаи их. Не дело заглазно одним послам лишь верить. Кто знает, правду ли они молвили?

Понравилась князю эта речь.

- Разумно говорите, киевляне. Быть по сему. Отправим мы десять мужей опытных прежде к камским болгарам, от болгар к немцам, а затем к грекам. Пускай посмотрят они, как служат в тех странах своему Богу, а, вернувшись, нам поведают.

В тот же день выбрано было десять смышленых мужей и отправились они из Киева в иные земли.

 

"ВЗЯЛ Я ГОРОД ВАШ СЛАВНЫЙ МЕЧОМ МОИМ"

Когда посланные мужи вернулись, Владимир вновь созвал киевлян и старшую дружину на совет.

- Говорите, что видели, в каких странах были, - велел он прибывшим.

Низко поклонились ему посланные мужи.

- Прежде иных были мы у болгар, видели как служат Аллаху магометане. Сидят они в храме своем без пояса, то и дело простираясь ниц, а, вставая, озираются, как безумные. Нет добра в их законе... Следом за болгарами были мы у немцев. Нет у латинян лепоты в службе, нет щемления сердечного, не полюбилось нам служенье их. Недолго пробыли мы у немцев - собрались, отправились к грекам.

- Видели ли вы, как служат Богу греки? - с волнением спросил Владимир.

- Видели, Святославич! Такая красота у них в храме, что словами передать того не умеем. А служба у них такова, что казалось нам, будто сам Бог сошел к храм и стоит там промеж священниками. Вовек, до последнего дыхания, не забыть нам того. Всякий, кто вкусил сладкого, не захочет уже горького, так и мы не хотим боле оставаться в язычестве. Не люба нам иная вера, кроме греческой.

Помолчав, повернулся князь к боярам и старшей дружине:

- Что скажете о том, мужи? По сердцу ли вам вера греческая, православная?

- По сердцу, Святославич, - отвечали бояре. - Коли дурен был бы закон греческий, не приняла бы его бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая среди всех женщин русских.

Увидев единство во всех мудрых мужах киевских, князь Владимир обрадовался.

- Быть по сему. Где же примем крещение? - спросил он.

- Где тебе будет любо, - ответила ему верная дружина.

* * *

Вскоре после того, в 988 году, случились у русичей разногласия с греческим городом Корсунем. Корсунский наместник нанес несправедливую обиду киевским торговым людям, и князь Владимир решил наказать его за это. Не в обычаях русичей было прощать обиды. Оскорбление одному было оскорблением всем.

Собрав большое войско, русичи осадили Корсунь и стали под ней укрепленным лагерем. Стенобитных орудий у них с собой не было, и, чтобы войти в город, князь Владимир велел насыпать у стен Корсуни земляной вал. Однако замысел этот не увенчался успехом, поскольку жители провели со своей стороны подкоп и, выбирая ночами землю, которую насыпали русичи, разносили ее потом по городу.

Безуспешная осада затягивалась. Греки со стен Корсуни насмехались над русичами почти безнаказанно: мощные укрепления города делали штурм бессмысленным.

Осаду пришлось бы снять, если бы среди корсунцев не отыскался друг русских по имени Настас. Этот Настас поднялся на стену и, привязав к стреле записку, пустил ее в русский стан. На свернутом пергаменте было написано: "Князь! Перекопай и перейми воду из колодца, который лежит от тебя к востоку. Вода из этого колодца по трубе идет в город. Нет в Корсуни иных колодцев, кроме этого".

Метко пущенная стрела вонзилась неподалеку от высокого шатра Владимира. Поутру Добрыня нашел ее и принес князю. Когда прочитали ему письмо, обрадованный Владимир радостно воскликнул:

- Если случится так, что от этого Корсунь сдастся, то будет это знамение, чтобы мне и народу моему креститься!

Вскоре вода из колодца была перекопана и отведена в другое русло. Защитники города стали страдать от жажды и через несколько дней открыли ворота. Русские рати вошли в город и заняли его.

Вступив в город, Владимир тотчас отправил послов к греческим царям Василию и Константину с такой грамотой: "Город ваш славный взял я мечом моим. Слышал я, что есть у вас сестра девица Анна умом светла и лицом прекрасна. Отдайте ее за меня и уйду я из Корсуни, а коли не отдадите, то и с Царьградом вашим то же сотворю, что ныне с Корсунью".

Зная, что не сравниться им с Владимиром отвагой и силой бранной, ибо была в ту пору в греческой зеле большая смута, опечаленные греческие императоры отвечали:

"Не дело девице христианке становиться женой язычника. Коли крестишься ты и единоверен будешь с нами - отдадим тогда тебе сестру. Если же язычником останешься, то лучше мы в бою все до единого поляжем, чем душу нашу на вечное мучение предадим."

Полюбилась князю Владимиру эта речь. Увидел он, что словно сила чудесная направляет его к крещению.

- Добрыня, зови писцов! Пускай пишут ответ императорам греческим:

"Давно положил я на сердце креститься. Люба мне вера ваша православная и служение. Пускай священники ваши, что придут с Анной, крестят меня".

Обрадованные таким ответом, Константин и Василий стали убеждать свою сестру идти за Владимира. Девушка, печалясь, плакала, представляя себе поездку на Русь точно ссылку либо заточение. Ей не хотелось навек отправляться в чужую землю и становиться женой грозного князя русов.

Наконец, поддавшись на уговоры, Анна сказала братьям:

- Согласна я идти за Владимира. Верю я, затем совершается этот брак, чтобы Русь посредством того приняла веру истинную и обращена была на покаяние. Много бед до сего времени причиняла Русь грекам. Может хоть так смилостивится она над нами?

- Верно сказали князю русов: не только лицом прекрасна ты, но и умом светла, - отвечали ей братья Константин и Василий.

Вскоре в сопровождении священников, провожаемая плачущими братьями и всем двором Константинопольским, Анна села на корабль и поплыла морем в Корсунь.

Попутный ветер туго натягивал паруса, стремительно направляя корабли греков к Корсуни. Пораженные матросы говорили, что никогда прежде не доводилось им плавать столь скоро, не имея в пути задержек.

"Не плачь, не убивайся, девица! Сам Господь наш торопится свести тебя с женихом твоим, чтобы крещена через то была Русь языческая доселе," - утешали Анну бывшие с нею священники.

 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

В то время как корабль с греческой царевной Анной и священниками приближался к Корсуни, Владимир захворал глазами и так сильно, что едва мог видеть. Тому, кто вернет князю зрение, обещана была большая награда. Многие искусные греческие лекари пытались вылечить князя, но все было тщетно.

Прибыв в корсунский порт, царевна Анна узнала о болезни своего жениха и послала сказать ему, что если он хочет прозреть, то должен, не мешкая больше, креститься. Получив такую весть, Владимир сказал:

- Если так случится, что я прозрею, то воистину велик будет Бог христианский.

Вскоре в главном храме епископ Корсунский с прибывшими из Царьграда священниками после оглашения крестил великого русского князя. При крещении Владимир был наречен христианским именем Василия. И произошло чудо. В момент, когда на него возложены были руки, Владимир внезапно прозрел, в чем и он сам, и все бывшие с ним увидели несомненное соизволение Господне.

Вскоре после венчания князь Владимир в славе великой, торжественно провожаемый всем народом корсунским, покинул греческий город. Вместе с князем и его верной дружиной на Русь отправлялись княгиня Анна и верный Настас, приславший на стреле записку. Кроме того в Киев отбывал и поставленный над Русью епископ Михаил, родом грек, и многие священники со всем потребным для богослужений и совершения таинств, а также части мощей святого Климента и Фифа - верного ученика его.

Сам же город Корсунь отдан был Владимиром обратно греческим царям Константину и Василию как "вено", или выкуп за невесту. Платить такой выкуп издревле было в обычае русичей.

Вскоре Владимир с дружиной и спутниками своими вошел в Киев. Все жители от мала до велика высыпали на улицы, приветствуя своего князя-защитника. Вместе с другими встречал его и отрок Яшка. Долго бежал Яшка за княжеским конем, пока не въехал Святославич в ворота городища.

Прибыв в Киев, Владимир немедленно приказал очистить его от идолов и языческих капищ.

- Да не будут сии болваны осквернять более нашу землю! - сказал он Добрыне.

Добрыня, вместе с Владимиром принявший святое крещение в Корсуни, набычившись, смотрел себе под ноги. Как и Святославич, он понимал, что уничтожить языческих болванов, в которых верят многие русичи, будет совсем непросто. Много прольется слез.

- Сотворю по воле твоей, княже, - сказал Добрыня.

 

* * *

Днем позже по всему Киеву, на всех крупных площадях его, запылали костры. Одних идолов сжигали, других секирами разрубали на части.

Причитали, шипели, угрожали вохвы, хватались за своих деревянных болванов, но дружинники отгоняли их, толкая древками копий. В смущении великом пребывал весь народ киевский.

Отрок Яшка, что бежал за княжеским конем, стоял на днепровской круче. Со страхом смотрел он, как грозного Перуна привязывают к лошадиным хвостам и с позором волокут с горы. Двенадцать приставленных дружинников били Перуна палками и кололи копьями.

- Зрите, русичи, что не бог это, а колода дубовая! - кричали они.

Кони от усилия проседали на задние ноги - так тяжел был Перун. Медленно, неохотно спускался он с горы. Бороздил усами землю, перекатывался тяжко. Откалывалась позолота под ударами копий.

Наконец Перуна подволокли к берегу и сбросили в Днепр. Глубоко ушло бревно под воду, а потом поднялось и, медленно вращаясь, поплыло по течению.

Многие киевляне проливали слезы и долго следовали за ним по берегу, провожая своего уплывающего истукана.

Из опасения, что Перуна выловят и спрячут, Добрыне пришлось даже приставить к нему нескольких воинов.

- Скачите за языческим истуканом и отталкивайте его от берега, если его прибьет волнами, - приказал он дружинникам.

- Долго ли следовать нам за ним? - спросили дружинники.

- До самых порогов днепровских.

Одновременно с уничтожением идолов Владимир приступил к проповеди народу Христовой веры. Прибывшие из Царьграда священники вместе с новым русским митрополитом Михаилом ходили по Киеву, разъясняя жителям слово Божье. Сам Святославич с крещеной дружиной своей участвовал в этой проповеди, вдохновляя сомневающихся личным примером.

- Любит князь наш народ свой. Коли не во благо было бы нам крещение, не принял бы он его сам и нам бы не велел принимать, - убеждали себя киевляне.

Когда жители в большинстве своем был подготовлены, Владимир велел оповестить, чтобы на другой день все являлись бы к Днепру для принятия крещения.

И вот 1 августа 988 года в погожий и солнечный день Русь приняла крещение.

Киевляне, стар и млад, входили в спокойные днепровские воды. Дряхлые старцы толпились у берега, а зрелые мужи и юноши смело шагали глубже, держа в руках младенцев. Взгляды всех были обращены к берегу. Там, на деревянном помосте, епископ Михаил и греческие священники в непривычных для русичей богатых церковных облачениях совершали Таинство крещения.

Восприемником своего народа был сам великий князь Владимир, с дружиной стоявший тут же на помосте и ободрявший киевлян одним своим присутствием.

Совершив крещение, епископ Михаил повернулся к князю. На глазах у епископа блестели слезы.

- Отчего плачешь, Михаиле? - удивленно спросил Владимир.

- Ощущаю я, как ныне благодать Господня снисходит на народ русский. Славен будет сей народ, надежной опорой станет он вере православной. Хоть и будут ждать его испытания великие, всё он вытерпит, приумножится и, всех врагов одолев, великую славу приимет.

 

Из книги "Князь Владимир" (серия "Защитники Земли Русской")

Дата последнего обновления страницы 20.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения